Современного учителя уже достаточно сложно представить без применения в своей работе компьютерных технологий. С каждым годом для каждого педагога всё более остро встаёт вопрос об организации собственной площадки для проведения дистанционного образования учащихся, будь то разъяснения домашних заданий, факультативные материалы или общение с детьми вне учебного процесса для налаживания контакта.

Даже для учителя физкультуры есть потребность создания собственной образовательной площадки, если ему небезразлично физическое развитие учеников. Ведь не все ученики одинаковы и в рамках урока нельзя в равной степени уделить внимание всем. А на своей площадке он может поделиться комплексами упражнений на развитие разных групп мышц, ориентированные на разные уровни подготовки школьников, разные возрастные группы учащихся. Кроме этого можно поделиться знаниями по физической культуре, выходящими за рамки школьной программы: комплексы для утренней зарядки, оздоровительные мероприятия, закаливание, спортивный туризм и многое другое. Что же говорить об учителях других дисциплин, когда у каждого масса наработок, дидактического материала, знаний о предмете, выходящих далеко за рамки школьной программы.

Платформы для создания площадки дистанционного образования (сайт учителя)

Платформы для создания площадки дистанционного образования (сайт учителя)

Первый и принципиальный вопрос, который встаёт перед учителем, решившим создать свою обучающую площадку, — на базе какой платформы её создать?

Принципиально платформы для создания собственной обучающей площадки можно разделить на три группы:

  1. Платформа на базе социальной сети
  2. Платформа на базе блогосервиса
  3. Платформа на базе независимого хостинга

Сразу хотим отмести возможные упрёки со стороны поклонников весьма распространённых обучающих сервисов Web2.0: ваши профили в данных сервисах при всём желании не станут полноценной обучающей средой, однако, ваши наработки в этих сервисах могут стать неплохой основой для заполнения контентным содержимым вашей обучающей площадки.

Социальные сети, как платформа для создания площадки дистанционного образования

Это самый простой способ создания обучающей площадки. Практически у всех ваших учеников есть профили в основных социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook). А, если их нет, то создание профиля занимает всего несколько минут. С вашей стороны, как педагога, создание паблика/группы/сообщества также не составит большого труда.

Очевидны плюсы социальной сети:
1. Ваша целевая аудитория — ученики, — уже здесь, так что, добавиться в группу/сообщество для них не составит никакого труда.
2. Нет необходимости отслеживать техническое состояние площадки, в любой социальной сети существует служба технического обеспечения, которая занимается поддержанием сети, а значит и вашей группы.
3. Интерфейс вашей площадки будет привычен целевой аудитории.

Следствием из явных плюсов являются и минусы создания площадки дистанционного образования на платформе социальной сети:
1. Дети в социальную сеть приходят за развлечениями, общением, играми, видео, аудио. Как вы считаете, насколько ваш образовательный «паблик» впишется в их обычный, ежедневный уклад виртуальной жизни?
2. Следствие из первого минуса. Какое дело будет вашим ученикам до вашего сообщества, если в социальную сеть они пришли для собственного удовольствия и развлечения? Во сколько раз вам придётся потратить больше усилий для того, чтобы привлечь и удержать ученика в социальной сети в вашей группе?
3. Интерфейс достаточно стандартен и не допускает отклонений в ту или иную сторону. Далеко не каждый учитель видит свой образовательный ресурс именно таким.
4. Социальные сети имеют серьёзные ограничения на размещаемый контент, что практически не позволяет применять наработки в сервисах Web2.0.

Блогосфера. Блоги, как платформа для создания площадки дистанционного образования

Блоги изначально создавались и существуют, как регулярно обновляемая лента новостей, событий, с возможностью «заводить» друзей, «лайкать» статусы, записи и некоторые другие социальные факторы. В блогосервисах также есть возможность создавать группы/сообщества (аналогичные сообществам социальных сетей). В то же время, блоги ориентированы, прежде всего, на контент, то есть, на передачу информации. Как правило, блогосервисы, предлагают больше «свободы» своим пользователям в дизайне, что, несомненно, делает их привлекательней для собственного образовательного ресурса.

Плюсы блогосервисов для создания образовательной площадки:
1. Блоги изначально ориентированы на передачу информации от одного ко многим (уровень «учитель-ученик»).
2. Блогосервисы предоставляют более широкие (по сравнению с социальными сетями) свободы в оформлении дизайна блога/сообщества.
3. Блогосервисы также, как и социальные сети, берут на себя ответственность за «up-time» сервиса и защищённость от внешних атак, взлома и появления не ожидаемого контента на страницах вашей образовательной площадки.

Минусы блогов в качестве платформы для площадки для дистанционного образования также очевидны:
1. Необходимо привлекать учащихся к регистрации в сервисе.
2. Не смотря на определённую свободу оформления площадки, существуют определённые рамки, за которые нельзя заходить.
3. Блоги имеют, как правило, определённые функциональные ограничения на размещаемый контент, не позволяя интегрировать код некоторых сервисов Web2.0.

Независимый хостинг, как платформа для создания площадки дистанционного образования

Само слово «независимый хостинг» уже пугает большую часть людей, хотя, если посмотреть серьёзно, в этом нет ничего страшного. Да, регистрируя домен второго-третьего уровня вы, несомненно, берёте на себя определённую ответственность за контент, размещаемый на вашем сайте. Однако, большая часть ответственности — за техническое состояние сайта, — всё-равно приходится на хостпровайдера, организацию, предоставляющую вам услуги хостинга и парковки домена).

Плюсы размещения площадки дистанционного образования на независимом хостинге:
1. Полная свобода в оформлении площадки, также как и в установке гаджетов, виджетов, плагинов.
2. Полный контроль за состоянием сайта, разрешение/запрет комментирования, видимости, рейтингования и т.д. Владелец сайта принимает решение самостоятельно о допуске новых пользователей на сайт, а также права новых пользователей.
3. Структура создаваемого сайта ограничена лишь фантазией учителя и (возможно) выбранной системой управления содержимым сайта (CMS).

Минусы независимого хостинга:
1. Сайт требует регулярного внимания со стороны владельца на предмет атак, нацеленных на размещение вредоносного кода или несанкционированного контента.
2. Требуются определённые усилия со стороны владельца сайта по привлечению целевой аудитории на сайт.
3. Владелец сайта отвечает за содержимое своего сайта и должен осознавать ответственность за размещаемый материал, также, как и ответственность (административную и даже уголовную) за публикацию запрещённых материалов, материалов нарушающих права и собственность третьих лиц.
4. Независимый хостинг частично или полностью может базироваться на возмездном оказании услуг.
5. От владельца сайта требуется, несравнимо больше усилий (по сравнению с площадкой в социальной сети или блогосервисе) в организации самого сайта: его структуры, установке и настройке компонентов (виджетов, плагинов).

На какой платформе остановиться учителю для создания собственной площадки для дистанционного образования?

Конечно, единого мнения быть не может. Каждый учитель выберет свой путь. У каждой из платформ есть свои преимущества и недостатки. Одни платформы проще и доступней, но идут вразрез этике учителя. Другие платформы полностью соответствуют этическим нормам, однако требуют от учителя серьёзного багажа знаний и под силу далеко не каждому.

Наверное, каждому учителю, прежде чем создать свою площадку, следует провести небольшой «тест-драйв» каждой из платформ, возможно, несколько альтернативных вариантов из идентичных платформ. Только после этого остановиться на той среде, которая наиболее полно соответствует требованиям к образовательной площадке и возможностям учителя.

Дерзайте! Пробуйте! Экспериментируйте!

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *